Сценарий обнаружения опасных астероидов

020620222Наблюдения за крупными астероидами, которые представляют опасность для Земли, – глобальная задача человечества. Но как проверить, насколько быстро человечество может среагировать на приближение опасного небесного тела? Для этого можно использовать реальный астероид.

В отработке сценария обнаружения потенциально опасных небесных тел приняли участие более 100 астрономов из 18 стран мира. Среди них сотрудники нашего института – Дмитрий Гламазда, Галина Кайзер, Эдуард Кузнецов, Александр Перминов и Юлия Вибе.

В ходе эксперимента известный крупный и потенциально опасный астероид был «удалён» из базы данных мониторинга для того, чтобы проверить, можно ли его обнаружить вновь. Оказалось, что объект не только был безошибочно «обнаружен», но и шансы на его столкновение с Землёй после неоднократных переоценок были сведены к нулю.

Эксперимент, который координировала Международная сеть предупреждения об астероидной опасности (IAWN) и Координационное управление планетарной защиты НАСА (PDCO), подтвердили, что от первого обнаружения астероида до определения его потенциальной опасности международное сообщество может действовать достаточно быстро.

Учения были проведены на реальном астероиде Apophis. После открытия в 2004 году Apophis, как полагали учёные, имел значительные шансы столкнуться с Землей в 2029 году или позже. Но основываясь на измерениях, сделанных во время нескольких сближений с Землёй, астрономы уточнили его орбиту и выяснили, что он не представляет опасности для Земли в течение 100 и более лет. Последнее сближения Apophis с Землёй наблюдалось с декабря 2020 года по март 2021 года.

quotes

Это событие протестировало всю цепочку реагирования планетарной защиты, от первоначального обнаружения до определения орбиты, измерения физических характеристик астероида и даже определения того, может ли он столкнуться с Землей и где именно — говорит руководитель эксперимента Вишну Редди, доцент университета Аризоны.

Астрономы знали, что Apophis приблизится к Земле в начале декабря 2020 года, но чтобы сделать учения реалистичными, Центр малых планет (MPC) — всемирно признанный информационный центр измерений положения малых небесных тел — выдал Apophis за неизвестный астероид, исключив все предыдущие наблюдения. Когда астероид максимально приблизился к Земле, астрономы не имели никаких предварительных сведений о нём.

4 декабря 2020 года программа Catalina Sky Survey в Аризоне впервые сообщила об Apophis и передала данные о его положении в небе. Следующие сообщения последовали от расположенной на Гавайях системы последнего оповещения о столкновении с астероидом (ATLAS) и панорамного обзорного телескопа и системы быстрого реагирования (Pan-STARRS). Когда Apophis попал в поле зрения миссии НАСА по исследованию объектов, сближающихся с Землёй (NEOWISE), Центр малых планет связал свои наблюдения с наблюдениями наземных обзорных телескопов и 23 декабря он объявил об открытии «нового» околоземного астероида. Участники учений оперативно провели дополнительные измерения, чтобы оценить его орбиту и возможность столкновения с Землей.

С подробными результатами можно познакомиться в опубликованной статье The Planetary Science Journal.

Изображение с сайта www.jpl.nasa.govПо материалам сайта nasa.gov.

tg25