Институт готовит специалистов по широкому спектру направлений. Мы набираем студентов на 21 направление бакалавриата и специалитета и на 16 магистерских программ. Эти направления относятся к области естественных наук — биологии, физики и химии — математики, механики, компьютерных наук. Кроме этих классических направлений подготовки есть и смежные инженерные. В их числе, без преувеличения, уникальные, которых больше в Уральском федеральном округе нигде нет. Это «Геодезия и дистанционное зондирование». Выпускники с дипломом геодезиста ценятся в экспертных организациях. «Гидрометеорология» — специальность, открытая по заказу департамента Росгидромета по Уральскому федеральному округу. Мы готовим специалистов по двум специальностям фундаментальной медицины — медицинская биохимия и медицинская биофизика, подготовки по которым нет больше нигде не только в Уральском федеральном округе, но и в соседних регионах от Казани до Томска.

Инженерные направления, по которым проходит подготовка в Институте (кроме перечисленных выше, это — «Стандартизация и метрология», «Инноватика», «Экология», «Компьютерная безопасность») возникли у нас как развитие фундаментального образования, ориентированного на прикладные области. На этих выпускников стопроцентный спрос на предприятиях. Объекты профессиональной деятельности наших инженеров на выходе — это информационные системы и технологии, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производство и эксплуатация технических и программных средств информационных систем в геодезии и картографии. Инноватики готовы к управлению проектами и разработками в сфере высоких технологий, метрологи — к обеспечению современных производств, в частности — нанотехнологических.

В Институте открыто шестнадцать магистерских программ подготовки по направлениям: астрофизика, биология, геодезия и дистанционное зондирование, инноватика, информатика и компьютерные науки, информационные системы и технологии, математика, математика и компьютерные науки, механика и математическое моделирование, нанотехнологии и микросистемная техника, стандартизация и метрология, теоретическая механика, физика, фундаментальная информатика и информационные технологии, химия, экология и природопользование. Есть сетевая магистратура по биологии. Ее принцип — взаимный обмен студентами с российскими вузами. Причем срок обучения в вузе-партнере определяют сами студенты — в зависимости от количества модулей обучения, которые они желают пройти в дружественном университете. Опыт работы сетевой магистратуры есть с Сибирским федеральным университетом, заключены договоры с Северо-Арктическим, Южным и Крымским федеральными университетами. Для аспирантов-физиков в Институте действует программа двойных дипломов. Сотрудничаем мы в этой сфере с Университетом Поля Верлена — Мец и Университетом Ниццы — Софии Антиполис во Франции. Наши аспиранты, защищая кандидатскую здесь, в УрФУ, в присутствии в том числе и французских специалистов получают одновременно и степень PhD. Совместно с Новым экономическим университетом (Казахстан) мы осуществляем магистерскую программу двух дипломов по направлению «Экология и природопользование».

В Институте работают несколько лабораторий под началом и в сотрудничестве с иностранными учеными. В лаборатории магнитной сенсорики под руководством профессора М. Базкеза (Испания) созданы условия для исследований в области разработки новых наноструктурных магнитных материалов. В лаборатории физики климата и окружающей среды под руководством профессора Жёна Жузеля (Франция) осуществляется количественное прогнозирование режима осадков и динамики таяния вечной мерзлоты на территории Западной Сибири в будущем. В другой лаборатории в сотрудничестве с приглашенным ученым С. Шабалой, профессором университета Тасмании (Австралия), ведутся исследования в области мембранного транспорта и биологии стресса. Нашими химиками в сотрудничестве с Бернардом Раво (Франция) открыта и успешно работает лаборатория «Химический дизайн новых многофункциональных оксидных материалов». В настоящее время ведутся работы по созданию Центра фундаментальной биотехнологии и биоинженерии под научным руководством известного в этой области ученого с мировым именем Казимира Стражалка. Помимо десятков научных сотрудников и преподавателей, посещающих ежегодно ведущие зарубежные научные центры, такую возможность имеют и студенты. Как бы громко не звучали направления деятельности лабораторий, абитуриент должен понимать, что для достижения уровня, на котором открывается возможность работы в подобных структурах, нужно постичь главное в Институте естественных наук и математики — это образовательный процесс.